21.01.2019
Любителям слушать подкасты онлайн и свежие новости про НКО посвящается
Наш директор Катя Бермант читает и комментирует новости для
Благосферы.
Центр «Благосфера» — результат масштабной двухлетней работы при участии 70 московских некоммерческих организаций, а также экспертов благотворительного сектора. Сегодня это востребованная площадка для разноплановых событий, которые проводят некоммерческие организации, волонтерские группы и социально ответственные компании, а также и свободное место встречи неравнодушных горожан.
В декабре «Благосфера» создала новый проект — подкасты для российских НКО, в которых эксперты комментируют актуальные проблемы некоммерческого сектора, делятся историями и говорят о том, как развиваться в этой сфере.
Подкаст с Катей Бермант уже доступен на платформе SoundCloud
Вскоре слушать все выпуски можно будет на iTunes и GooglePodcasts.
Конспект выступления Кати и её мнение по поводу обысков в центре "Мемориал", о проекте "Антон тут рядом", чиновниках-волонтёрах и законе о семьях с приёмными детьми
"С вами я – Катя Бермант, директор благотворительного фонда Детские сердца. Сегодня я представляю новости некоммерческого сектора для подкаста «Благосферы»
НОВОСТЬ 1: НКО подписываю декларацию о принципах прозрачности НКО. Текст Декларации подготовлен Благотворительным собранием «Все вместе». Ожидается, что до конца 2019 года ее подпишут до 1000 некоммерческих организаций, которые занимаются сбором частных пожертвований. Декларация обязывает публиковать на своих сайтах финансовые и содержательные отчеты помимо обязательной отчетности для минюста. НКО, которые присоединяться к инициативе должны отказаться от сбора средств на личные банковские карты и электронные кошельки физлиц. Все безналичные пожертвования – только через расчетные счета организации. Наличные деньги в соответствии с декларацией можно собирать двумя способами: на организованных мероприятиях и в стационарные, на постоянной основе установленные специальные емкости. В любом случае для сбора используются специальные ёмкости, которые вскрываются в присутствии независимых наблюдателей с обязательной фиксацией суммы. Декларация стала продолжением проекта «Все вместе против мошенников». Чтобы присоединиться к ней, достаточно заполнить анкету на сайте проекта. Создатели декларации обещают вести мониторинг исполнения декларации и подписавшими её организациями.
КОММЕНТАРИЙ: Что я могу сказать об этой новости, как один из активных участников создания Декларации и проекта «Все вместе против мошенников», которые сейчас продолжается, как проект «За разумную помощь»? Это необходимость, это веяние времени! Если раньше я заявляла, что жуликов среди благотворительных фондов нет или их критически мало, то теперь их стало много. Их стало много потому, что в этой области завелись деньги. А где деньги, там возникает нечистоплотная возня. Мы смогли привлечь деньги в третий сектор, мы съели рентабельными. И на нас немедленно среагировали жулики, которые стали зарабатывать на нашей репутации. Стали отвлекать деньги граждан от настоящих проектов на свои фейковые, то есть себе в карманы. Если государство отреагирует и Дума сможет наш законопроект про ящики-копилки ратифицировать, то у полиции хотя бы будет формальный повод как-то бороться с людьми, которые ходят по электричкам. С улицы они в зимнее время естественным образом ушли – холодно. Мы ждем реакции государства, мы ждем, когда люди массово узнают, что ни один честный фонд не собирает деньги в электричках в ящики-копилки. Нам нужна максимальная помощь и максимальный охват аудитории, чтобы деньги, которых и так мало в благотворительности, не утекали в карманы негодяев.
НОВОСТЬ 2: Министерство труда рекомендует чиновникам проходить стажировки в социальных учреждениях и благотворительных организациях. Об этом сообщил замминистра Алексей Черкасов. В Министерстве оценят опыт таких стажировок и, возможно, рекомендуют к применению на постоянной основе. В конце декабря 2018 года стать волонтёром фонда предложила высокопоставленным госслужащим учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермейстер. Приглашение поволонтёрить без камер прозвучало на заседании Госсовета, где подводились итоги года волонтёра.
КОММЕНТАРИЙ: Что можно сказать про это? Хорошо бы, конечно, чтобы чиновники немножко поработали на земле, как мы. Потому что мы знаем, чем живут и от чего умирают наши подопечные. А они видят бумаги, а не людей, и если они сами посмотрят очередь из семидесяти человек, собравшихся в маленькой очень душной комнате в федеральной больнице Гельмгольца, которые должны поступить на госпитализацию, то, наверное, они сообразят, что можно было бы не собирать 70 человек с чемоданами, приехавшими со всей страны в одной комнатке, а сделать 10 окошечек, которые быстро распределят документы и быстро разведут людей по палатам. 70 человек обработать можно в течении полутора часов, если кому-то придет в голову сделать пребывание их в больнице удобным и комфортным. Мой папа вчера пришел на такую госпитализацию. Катаракта – это болезнь возраста. Там было много людей пожилых и очень пожилых, уставших от долгой дороги и готовых биться за свое место в очереди до конца. Папа постоял, посмотрел и ушел оттуда. Хорошо, что мы имеем возможность пользоваться услугами платной медицины. Большинство людей в стране не могут себе такое позволить. Если бы чиновники постояли, как волонтёры в подобной очереди, наверное, у них возникло бы рациональное предложение о том, как можно сделать быт людей в больнице не ужасным и не кошмарным с самого первого дня.
НОВОСТЬ 3: Минюст внепланово проверяет научно-информационный центр «Мемориал». Организацию проверяют на предмет нарушения закона об иностранных агентах. В минюсте считают, что организация может вести деятельность в качестве иностранного агента, не подав заявление о включении в соответствующий реестр. Научный информационный просветительский центр «Мемориал» входит в структуру международного «Мемориала». Организация занимается историческими исследованиями и просвещением. Среди результатов его без малого тридцатилетней работы – рад фундаментальных справочников по истории государственного террора, созданных в сотрудничестве с главными российскими архивами. С 2014 года по решению Минюста в реестре иностранных агентов значится правозащитный центр «Мемориал», а с 2016 – международный «Мемориал». Правозащитники обжалуют это решение в суде.
КОММЕНТАРИЙ: Мы все знаем, что закон об иностранных агентах мешает работе честных и качественных НКО. Как правило, под удар попадают правозащитные и экологические организации, лечебные и помогательные – редко. Но закон что дышло, куда повернул, туда и вышло. Поэтому каждый из нас может оказаться в ситуации, например, когда нам приходят деньги из-за рубежа – не то, чтобы это огромный поток. Но наши соотечественники за рубежом иногда включаются в сборы. И наше участие, предположим, в создании законов или в лоббировании каких-то правил, каких-то условия для наших пациентов, может рас смотреться, как политическая деятельность. А таковой она, наверное, и является. Поскольку мы меняем жизнь наших сограждан, меняем какие-то законы в стране. И любой из нас может попасть под этот закон, который не то, чтобы катастрофически подрывает возможность работать, но очень осложняет жизнь. Этот закон несправедливый. «Мемориал» - это прекрасная организация. И люди, которые там работают просто должны иметь памятники при жизни. В стране, где почти в каждой семье есть люди, пострадавшие от большого террора, до сих пор феномен большого террора ставится под сомнение. И все эти «лес рубят – щепки летят», «нет дыма без огня» - все эти мерзкие слова о том, что отец народов выиграл нам войну, все это вызывает у меня лично, глубокое возмущение. И если «Мемориалу» и впредь будут ставит палки в колеса и мешать работать, то дети наши вырастут манкуртами без ощущения истории, без понимания, что бывают страшные вещи, которые не должны повториться. А кто историю забывает, то рискует опять попасть в эту же мясорубку.
НОВОСТЬ 4: В Петербурге открылся проект Autism Friendly. Центр «Антон тут рядом» помогает государственных учреждениям и организация создавать условия для людей с аутизмом. Для сотрудников проводятся тренинги, специалисты помогают создать визуальную поддержку и зонировать пространство в музее, поликлинике или любом другом объекте, в который может прийти человек с аутизмом. Создана специальная карта Autism Friendly на которой уже отмечено 20 адресов включая «Эрмитаж» и Русский музей аэропорт Пулково, проект «Новая Голландия: культурная урбанизация», Институт Финляндии в Санкт-Петербурге и другие. Организаторы надеются, что таких адресов станет к концу года как минимум вдвое больше.
КОММЕНТАРИЙ: Аутизм – это не болезнь. Это специфическое состояние. Поскольку люди вообще боятся всякого инакового, то впавший в панику аутист в магазине - для них это угроза. Хорошо бы, что бы не только для сотрудников учреждений, которые будут включены в эту карту, а вообще для людей в школах, институтах, учреждениях, давали короткую справку, что такое аутизм и как себя вести с человеком, которые не всегда может себя контролировать.
НОВОСТЬ 5: СПЧ предлагает снять с обсуждения проект закона, ужесточающий требования к приемным семьям. Президентский совет по правам человека проведет собственную экспертизу проекта, в котором содержится такие, как обязательное психологическое тестирование будущих приемных родителей, запрет на переезд без согласия органов опеки. По мнению экспертов, речь может идти о необоснованных отказа в передаче детей в семью. Нарушение ранее заключенных договорв об опеке и прав граждан на свободу передвижения. Сейчас проект нужно снимать с общественного обсуждения и еще раз существенно дорабатывать, - заявляет председатель СПЧ Михаил Федотов. Ранее проект раскритиковала детский омбудсмен Анна Кузнецова. Она отметила, что его нынешняя редакция противоречит официально закрепленным целям государственной политике.
КОММЕНТАРИЙ: Детей и сейчас не просто взять в семью. А как писала недавно в Facebook одна многодетная приемная мама, что если бы такой закон уже работал, что как минимум четверо из ее приемных 8 детей, не смогли бы жить вместе с нею. Очень трудно проследить за здравостью и нормальностью человека. Очень трудно понять, действительно ли условия жизни в этой семье будут такими прекрасными, как бы нам хотелось. Но любая семья – это лучше казенного учреждения. Потому что семья – это навык жизни и общения нормальный. А навык жизни в казенном учреждении – это навык жизни в тюрьме. Человеку такой навык не нужен. И если есть возможность отдать ребенка в семью, то это нужно делать обязательно.